18.12.2009
11 декабря на площадке ОЦ «Школьный университет» в рамках XIV Международной научно-практической конференции «Качество — стратегия XXI» компания «Контек-Софт» провела первый в Томске круглый стол по проблемам менеджмента качества IT-компаний. Собрав представителей ведущих IT-компаний города, данное мероприятие впервые объединило на уровне Томска их усилия для совершенствования культуры разработки ПО и системы управления бизнес-процессами.
Первая часть круглого стола была посвящена обсуждению различных подходов проектного управления в IT-сфере, а также информационной безопасности. Анализируя практику применения различных моделей организации процесса разработки, компания «Контек-Софт» поделилась с участниками мероприятия опытом применения сразу двух методологий — классической водопадной модели и Agile. Первую, каскадную модель, специалисты компании выбрали для разработки медицинской информационной системы томского кардиологического центра, а Agile программисты «Контек» начали осваивать 3 месяца назад и стали в Томске первопроходцами в данном направлении.
Доклады «Контек-Софт» вызывали спор среди участников круглого стола, какая из представленных моделей наиболее приемлема в современной IT-практике. Так, например, среди недостатков классической методологии была названа высокая роль «слабого звена», связанная с разным профессиональным уровнем разработчиков одной рабочей группы. Поэтому, отлично спроектированная база данных может быть в дальнейшем «испорчена» недостаточно качественно написанным кодом или архитектурой программы, что, безусловно, отразиться на общем результате.
Agile ниспровергает традиционный каскадный подход к процессу разработки, ставя в его центр — командную работу и коммуникации с заказчиком. Главный принцип такой деятельности — кроссфункциональность специалистов, которые могут решать разные задачи, заменяя и поддерживая друг друга. Кроме того, в отличие от водопадной модели, где до 50% начальной работы заказчику не видна, Agile предполагает двухнедельные итерации, после которых команда представляет заказчику промежуточный результат. Это позволяет в режиме живого времени решать возникающие проблемы, а заказчик наглядно видит, за что он платит деньги.
Тем не менее, в результате обсуждения мы пришли к выводу, что обе представленные модели не конкурируют друг с другом, так как каждая из них рациональна и успешно применяется в своей области, — говорит генеральный директор ООО «Контек-Софт» Владимир Соснин. — Например, разработать программное обеспечение для космического корабля будет не под силу команде Agile — для нее это слишком сложный и длительный проект, который требует больших человеческих и финансовых ресурсов, а также тщательного анализа требований к будущему ПО. Здесь может быть использована только каскадная модель с ее жестко выстроенным планом работы. В то же время классическая методология будет экономически не выгодной для проектов с небольшим бюджетом, и эффективнее с такими задачами справится именно Agile. Тем более, что эта методика предполагает совмещение ролей — несколько функций может выполнять один человек, что дает возможность сокращать количество людей в команде. Поэтому любая работа и выбор методологии управления проекта должен начинаться с изучения заказчика и анализа тех задач, которые он ставит перед IT-специалистом.
Наиболее бурные обсуждения вызвали доклады второй части круглого стола, посвященные несовершенству современного IT-образования. Абсолютно все участники мероприятия сошлись во мнении, что сегодняшняя образовательная система слишком консервативна и не соответствует потребностям кадрового рынка. И самый очевидный способ улучшить ее — дополнительное образование, позволяющее корректировать вузовские программы. В Томске эта сфера развивается довольно активно — причем, необходимые IT-компетенции у будущих специалистов стараются воспитывать уже со средней школы.
Так, не первый год образовательный центр «Школьный университет» организует целый ряд уникальных программ для школьников. В рамках круглого стола эта организация представила новый проект DvigeR, который позволит ребятам не только повышать свой профессиональный уровень и приобретать новые знания, но и зарабатывать деньги. Идея проекта будет осуществлена на социальном портале Dviger.com, представляющим собой модель настоящего бизнес-пространства. Здесь школьники смогут виртуально обучаться в «Открытом молодежном университете», пополнять личное портфолио, а также создавать индивидуальные проекты по заказу других пользователей ресурса. Таким образом, каждый из них получит всестороннюю подготовку для освоения профессии в высшем учебном заведении.
Однако не секрет, что исключительно теоретических знаний, которые дают студентам университеты, часто недостаточно для дальнейшей работы в IT-сфере, и сегодня квалификация большинства выпускников не соответствует потребностям рынка труда. Внести изменения в государственный образовательный стандарт очень сложно, поэтому основное бремя этой проблемы ложится на плечи вузов и IT-компаний. Так, например, в Томском университете систем управления и радиоэлектроники студенты, начиная с 3 курса, в обязательном порядке участвуют в групповом проектном обучении (ГПО). В его рамках они выполняют проекты реальных компании, и таким образом, готовят себе будущие рабочие места.
Кроме того, дополнительную работу в этом направлении ведет структурное подразделение ТУСУРа, бизнес-инкубатор «Дружба». Опросив ведущие IT-компании, его специалисты выявили наиболее востребованные работодателями учебные курсы, и по результатам разработали соответствующую образовательную программу. Теперь студенты и выпускники этого вуза могут восполнить имеющиеся «пробелы», посещая семинары, либо проходя стажировку в конкретной IT-компании. И, по словам, сотрудников бизнес-инкубатора, это гарантирует практически 100% трудоустройство.
Собственное видение проблемы подготовки IT-специалистов представил и ООО «Контек-Софт», являющийся, по сути, заказчиком кадров. Свою функцию в этом вопросе компания видит в экспертной корректировке образовательных программ. В настоящее время она и ТУСУР реализует совместную программу «Молодые специалисты», которая призвана дать студентам необходимый набор практических навыков для дальнейшей работы в компании и, главное, направлена на формирование у них культуры проектного управления.
Начиная уже с первого курса, будущие программисты получат возможность познакомиться со спецификой работы в ООО «Контек-Софт» и принять решение о необходимости получения дополнительных знаний. Организацию дополнительного обучения полностью возьмет на себя университет, компания же выступит заказчиком конкретных лекций, семинаров или мастер-классов. Кроме того, в рамках ГПО молодые программисты смогут работать с конкретными задачами «Контек-Софт», разрабатывая реальный программный продукт.
По мнению инициаторов программы, такой подход способствует быстрому и качественному переходу студентов в стадию востребованных на рынке труда специалистов. И даже если по окончании вуза выпускник решит не связывать свою профессиональную деятельность с «Контеком», выработанные в процессе участия в программе компетенции позволят ему быстро найти хорошее место работы.
Представленные на круглом столе проекты сегодня являются основой для выстраивания единой образовательной цепочки «школа-вуз-работодатель» и даже формирования системы развития личности человека, начиная с самого детства. Многие участники мероприятия выразили желание создания и реализации новых совместных программ для дальнейшей отработки такого механизма. И, вероятно, в скором будущем IT-компании смогут выявлять талантливую молодежь еще на уровне средней школы и, вкладывая силы в ее развитие, готовить для себя специалистов необходимого уровня и знаний.